г. Омск, ул. Ленина, 23A+7 (3812) 31-47-47

RussianEnglishGerman

 

Жемчужины музея

Среди множества великолепных экспонатов из коллекций Омского государственного историко-краеведческого музея есть те, что по праву можно считать жемчужинами.

 

СТРЕЛЕЦКОЕ ЗНАМЯ Сибирского Казачьего войска 1690 года

Стрелецкое Знамя Сибирского Казачьего войска 1690 года
Стрелецкое Знамя Сибирского Казачьего войска 1690 года

Одним из уникальных предметов в фондах ОГИК музея является стрелецкое знамя, изготовленное в Москве в Мастерских Оружейной палаты в 1690 г. В 1712 г. оно было выдано Московскому солдатскому гарнизонному полку, позже по месту дислокации переименованному в Томский казачий полк. Привезено в Омск из Бийска по распоряжению командира Сибирского линейного казачьего войска капитана К. Г. Бардина в 1787 г. В музей передано из Никольского казачьего собора г. Омска в 1924 г.

Знамя изготовлено из китайской камки розово-желтого, золотистого, песочного, голубого и светло-серого цветов в технике «шитье встык» и темперной живописи с использованием черной, золотой, серебряной краски

В центре полотнища изображён коронованный двуглавый орёл с державой и скипетром, под короной. На его груди в двойном медальоне помещена икона «Знамение Богоматери» На крыльях орла в 10 медальонах - изображения святых угодников: Иоанна Предтечи, Св. Иова, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, митрополитов Московских Петра и Алексея, Саввы Сторожевского и других. Над орлом, в облаках, - крест и Св. Троица. Фон средника заполнен изображениями восьмилучевых звезд и кругов, символизирующих планеты. Знамя обрамлено каймой с изображением цветка «крин» - лотоса. В центре нижней каймы в картуше надпись на церковнославянском языке: «Лета 7198 июня в 29 день по Указу Великих Государей, Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержцев построено».

Знамя было реставрировано в ВХНРЦ им. Грабаря И. Э., куда поступило в 1959 г. в плачевном состоянии: ветхость ткани, истлевание, многочисленные разрывы, осыпь красочного слоя, многочисленные утраты фрагментов знамени. Над восстановлением уникального предмета работали реставраторы двух поколений. Методика реставрации разрабатывалась на основании лабораторных исследований, на первом этапе оно было укреплено и законсервировано, вплоть до 1994 г. Благодаря появившимся новым технологиям реставрации удалось спасти уникальный исторический памятник от исчезновения и даже обеспечить возможность его экспонирования при соблюдении определенного режима. В 1998 г. знамя было возвращено в ОГИК музей.

 

АВТОМОБИЛЬ начала ХХ века. Франция

Автомобиль начала ХХ века
Автомобиль начала ХХ века

Краеведческий музей приобрел старинный автомобиль у жителя г. Омска Сергея Павловича Соловьева (1897-1978). По его словам, автомобиль был выписан из г. Лиона (Франция) в «конце XIX века» и принадлежал секретарю Омской городской управы. В детстве Соловьев наблюдал как секретарь ездил на ней в гости к владельцу паровой мельницы Ковалеву. В 1913 году автомобиль продали омскому железнодорожнику, одному из немногих омских любителей-механиков В. А. Кельчевскому (1872-1937).

По воспоминаниям Е. С. Соловьева, сына С. П. Соловьева, старик Кельчевский (сосед Соловьевых) неоднократно и безуспешно пытался завести автомобиль. Несмотря на практическую непригодность старого автомобиля, Кельчевский относился к нему очень бережно, хранил в специально построенном для него сарае. В 1937 году В. А. Кельчевского вместе с одним из сыновей репрессировали, но автомобиль продолжали хранить его родные. В 1959 году, в связи с продажей дома, дочь В. А. Кельчевского обратилась к С. П. Соловьеву с просьбой взять автомобиль к себе во двор и сохранить как историческую ценность. Около двух лет автомобиль простоял во дворе дома С. П. Соловьева. В газете «Молодой сибиряк» от 16 июня 1961 года появилась заметка фотокорреспондента Э. Савина «Прадед "Волги" и "Чайки"» с фотографией автомобиля. В августе за машиной пришли сотрудники музея. Тяжелую машину до ближайшей мощеной дороги катили все мужчины с 4-й Марьяновской улицы. Затем автомобиль передними колесами поставили на платформу бортовой машины и медленно-медленно повезли в музей.

Во время реставрации (1978-1980) на автомобиле заменили вышедшие из строя части: сиденья, подножки, панель управления, крылья, баранку, защитные щитки на колеса, кожухи, левое переднее колесо, колпаки на колесах (три штуки), рычаги, некоторые другие мелкие детали. Восстановили детали мотора, фонари, капот. На все металлические детали нанесли антикоррозийное покрытие: эмали, краску, лак. Реставрацию проводили: А. Н. Мороз, мастер производственного обучения СибАДИ, и O. A. Лукьянов, инженер УПУ Омского облисполкома по заданию директора Омского краеведческого музея Ю. А. Макарова.

После реставрации автомобиль экспонировался в холле музея. В 1990 году его подняли на второй этаж музея, в зал исторической экспозиции.

На некоторых деталях автомобиля имеются клейма с надписями. На металлической пластине, укрепленной на нижней части рамы радиатора с внешней стороны, - надпись в три строки, частью стертая: "Radiateur С..pies Megevet Const ...824854 Italie 48-67692 Angleterre ... 10286". На гайке заднего правого колеса: "ETABLISSENTS Georg Richard Avenue de la Grand Armee, Paris". Надпись дополнена рисунком в виде цветка из 4-х лепестков на одном стебле. На рессорах - "Моховъ". На пластинах, укрепленных на головках цилиндров, -"BUCHET". На коробках для смазки рычага: "Е. BUCHET".

Ж. Ришар (Georg Richard) стоял у истоков мирового автомобилестроения. С его именем связана деятельность нескольких французских фирм по выпуску автомобилей: «Жорж Ришар» (1897-1902), «Ришар-Бразье» (1902-1905), «Юник» (1905-1930). Фирма «Буше» (BUCHET) начала с производства мотоциклетных моторов.

 

ИКОНЫ «Христос Вседержитель» и «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона «Христос Вседержитель»
Икона «Христос Вседержитель»
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Два редких образца тобольской иконописной школы эпохи расцвета - огромные по своим размерам иконы, написанные, не как принято, - на досках, а нетрадиционно, - на холсте масляными и темперными красками «Христос Вседержитель» (226x216 см) и «Успение Пресвятой Богородицы» (250x211 см).

В Омск иконы были привезены в 1939 году из Берёзова. Это старейшее русское поселение Сибири явилось одним из пунктов маршрута экспедиции, организованной учёным-краеведом А. Ф. Палашенковым по Тобольскому краю. Объектом интереса стали и культовые сооружения, подвергавшиеся в 30-е годы повсеместному разрушению. В берёзовском Воскресенском соборе, представлявшем печальную картину последствий вандализма, были найдены и перевезены в Омский краеведческий музей уцелевшие предметы церковной утвари и иконы. Среди ценного груза были и два живописных холста, внесённые краеведами в опись тканей.

Иконы имеют датировку - 1800 год, что бывает очень редко. В картуше иконы «Успение» указан не только год, но и город Тобольск, а также имя купца Андрея Семёновича Сергеева, «тщанием» которого был написан этот образ. Результаты исследований, проведённые в процессе реставрации икон художником-реставратором Н. Г. Минько, позволили ввести возрождённые иконы в ряд эталонных образцов, ставших ориентиром для других неизвестных памятников сибирской иконописи.

Икона «Успение» посвящена событию, глубоко чтимому Христианским миром, в честь которого 15 (28) августа празднуется один из главнейших двунадесятых праздников «Успение Пресвятой Богородицы». Помимо традиционной для данного сюжета сцены отпевания тела Богоматери в окружении апостолов, священников и прихожан, на иконе изображен момент, предшествовавший данному событию, - прилет апостолов на облаках. Отсюда и другое, более точное название: «Облачное Успение» или «Успение с облачным чудом». Мастер осваивает новые приёмы художественной культуры, ориентированной на западное барокко, и развертывает изображение как на плоскости, так и в трехмерном пространстве, что характерно уже для академических религиозных картин. Колорит, несмотря на присутствие ярких красок (голубой, красной, желтой, розовой), насыщен темными оттенками зеленого, вишневого, коричневого цвета с эффектным цвето-световым «прорывом» в верхней - «небесной» части.

Икона «Вседержитель» представляет собой одно из самых распространённых изображений иконы-картины в византийском и древнерусском искусстве - полуфигурное с благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой.

Жест пальцев сложен в именословном благословении. На страницах Евангелия помещён тот отрывок текста, то «слово», которому наиболее полно соответствует созданный образ, объединяющий и образ Владыки мира и его Судии: «Придите благословенные Отца моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал я, и вы дали мне есть, жаждал и вы напоили меня» (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 34-35). В цветовом решении иконы преобладают южно-русские, украинские интонации. Золотой растительный орнамент на фоне красного хитона прекрасно сочетается с насыщенной зеленью гиматия. Фон - довольно типичный для барочных композиций - с большими клубящимися облаками.

 

КОЛЛЕКЦИЯ костюмов русских старообрядцев-«поляков»

Костюм русских старообрядцев-«поляков»
Костюм русских старообрядцев-«поляков»

Коллекция костюмов русских старообрядцев-«поляков» была собрана А. Е. Новоселовым - известным в Сибири этнографом, писателем, политическим деятелем - в 1912-1914 гг. на Алтае.

Старообрядцы отказались принять положения церковной реформы, начатой в 1654 г. патриархом Никоном, за что подверглись репрессиям со стороны официальной церкви и светской власти. Спасаясь от них, предки «поляков» переселились на территорию Польши, а в конце XVIII в., после раздела Польши между Германией, Австрией и Россией, старообрядцы перебрались на Алтай, где их стали называть «поляками». На окраинах давление царской администрации было слабее, что позволило сохранить религиозную самобытность. Следование древним, «отеческим», традициям было освящено религиозными предписаниями. Поэтому в культуре (в том числе и в одежде) старообрядцев вплоть до начала XX в. сохранились архаические черты.

Основой женского костюма этой группы русского населения был комплекс, сложившийся в XV-XVII вв. в Европейской России и состоявший из рубашки и сарафана. Рубаха могла шиться как из домотканого полотна, так и из покупных тканей, например, из красного ситца. Она орнаментировалась вышивкой по вороту, рукавам, оплечью. Ворот также мог украшаться позументом. Характерной чертой женской рубахи были складки по вороту и широкие рукава. Сарафаны «полячек» делились на косоклинные и круглые. Первые характерны для северных губерний Европейской России. Они отличались сложным кроем, при ношении все складки сарафана находились на спине, заднее полотнище удлинялось к центру и при ходьбе плавно покачивалось, «как хвост у павы». Не случайно у русских о походке женщины говорили - «выступает будто пава». Все косоклинные сарафаны шили на подкладке. Круглые сарафаны с «бориками» (мелкие складки) под грудью у алтайских старообрядцев появляются в 1870-е гг., но в молельную «полячки» ходили только в косоклинных. Украшались сарафаны вышивкой и нашивками из кумача, шелка, лент, тесьмы, кружева. Их располагали на груди, спине, под проймами, по подолу.

Особую роль играли женские головные уборы и прически. Они были своеобразными знаками, показывающими семейное положение женщины. Согласно русской традиции «коса - девичья краса». Косы девушки украшали «кистями» - подвесками из бус, бисера, для их изготовления могли использовать шерстяные нити, пуговицы и т. д. Замужние женщины полностью скрывали волосы под разнообразными головными уборами. В коллекции ОГИК музея представлен кокошник из бархата. Его лобная часть имеет твердую основу, украшена позументом. Под кокошник надевали чепец, а сзади шею прикрывал позатыльник, орнаментированный бисером, золотым шитьем, вышивкой и т.д. Еще один головной убор замужней женщины у «поляков» - шамшура. У него украшалась только верхняя часть - донце. Тулья изготавливалась из ткани, а при ношении, как можно видеть на фотографии, сделанной А. Е. Новоселовым, декорировалась шалью с кистями, которая накручивалась наподобие чалмы. Молодые женщины могли украсить головные уборы и цветами

Обязательным элементом костюма были и украшения, более богатые и разнообразные в одежде «поляков», чем у православного русского населения Алтая. Женщины и девушки делали ожерелья из бус, бисера, плели «решетки». «Гайтаны» из бисера предназначались для креста, их носили и мужчины, и женщины. На гайтане, хранящемся в ОГИК музее, виден знак свастики. Этот древний индоевропейский символ солнца был известен в русских деревнях еще на рубеже XIX-XX вв.

Основой мужского костюма были рубаха и штаны. Рубаха шилась из домотканого полотна, ситца или бязи, богато орнаментировалась вышивкой по подолу, рукавам, вороту, а также слева на груди. Особенно обильно украшены свадебные рубашки, которые шила для жениха невеста. Широкие шаровары изготавливали из китайки, плиса, бархата. Носили и «чамбары», украшенные вышивкой, по крою повторяющие одежду тюрков Алтая. Праздничные штаны могли быть и старорусского покроя, из сукна или пестряди. Эта одежда крепилась на бедрах старинным способом: на гашнике - шнурке, продернутом в подогнутый верхний край.

Важной деталью и мужского и женского русского костюма, в том числе и у старообрядцев-«поляков», был пояс, чаще всего вытканный из цветной шерсти, украшенный традиционным орнаментом или строками из молитв. Встречались и именные пояса. Карманов на одежде не было, поэтому мужчины носили на поясе кисеты, а девушки могли прикрепить к нему сумочку-«лакомку».

Цвета одежды отличались яркостью и насыщенностью красок. Праздничная и повседневная одежда шилась из разных сортов ткани. Домотканое полотно в основном предназначалось для постоянной носки. Праздничные наряды и у мужчин, и у женщин шили из сатина, шелка, бархата, кашемира, украшали галунами. Праздничные сарафаны часто передавались от матери дочери, а затем внучке и т.д.

Костюм старообрядцев-«поляков» вплоть до начала XX в. сохранял самобытность и основные черты русской традиции, мало поддаваясь влияниям городской моды.

 

ФИГУРЫ китайских львов Ши-Цзы

Львы Ши-Цзы
Львы Ши-Цзы
Львы Ши-Цзы
Львы Ши-Цзы

Уникальные исторические памятники - фигуры китайских львов Ши-Цзы - были переданы в дар музею Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО) консулом российского консулата в Чугучаке (провинция Синьцзян в Китае) Надворным советником Борнеманом в 1895 г. Перевозка статуй осуществлялась по приказу Степного генерал-губернатора Герасима Алексеевича Колпаковского.

В 1900-е гг. выпускником факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета А. Н. Вожеласским был сделан перевод текста, помещенного на основаниях обеих статуй. С помощью данного перевода и в результате последующих научных исследований был определен повод для создания этих исторических памятников - подавление восстания местного мусульманского населения и полное изгнание мусульман из Кашгарии во время второго Кокандского похода в 1847 г.

Львы Ши-Цзы были отлиты в 1848 г., который соответствовал девятому циклическому году «жень-шень» (черной обезьяны), и поставлены у храма в провинции Гань-Су, в городе Ба-ли-кунь, в благодарность за усмирение народа хой-кой (китайских магометан). В древнем Китае львы Ши-Цзы обычно устанавливались возле храмов и домов знати и являлись символами охраны. Причем по количеству завитков на гриве львов можно было судить о величине храма или знатности хозяина дома.

Как знак отличия у лап самки находился детеныш, а у самца под лапой изображалась жемчужина.

Наиболее распространенным материалом для «крылатых львов Будды» являлся камень. Статуи, отлитые из металла, подобные хранящимся в Омском государственном историко-краеведческом музее, встречались гораздо реже. Из металла, а именно бронзы, отливали предметы прикладного искусства - то есть предметы гораздо меньших размеров, рассчитанные для украшения интерьера. Выбор чугуна в качестве материала указывает на уникальность данного исторического памятника.

В 1960-е годы в ходе ремонтно-строительных работ статуи были значительно повреждены: разбита и утеряна лицевая часть (морда) самки льва с детенышем, фрагменты туловищ, оснований с надписями на китайском языке. Нарушение оснований вызвало дальнейшие разрушения: появление трещин в самих фигурах. Возникла угроза полной потери этих художественных и исторических памятников.

Стремясь восстановить уникальные памятники, Омский историко-краеведческий музей приступил в 2001 г. к осуществлению проекта по реставрации львов Ши-Цзы. Реставрация проводилась в несколько этапов и была завершена в апреле 2006 г. Все реставрационные работы выполнялись реставратором предметов декоративно-прикладного искусства, членом Союза художников России А. Ф. Бирюковым.

На начальном этапе были произведены спектральный анализ материала, поиск способа соединения отдельных сохранившихся фрагментов, изготовление утраченных фрагментов по фотографиям 1958 г. Затем последовала работа по соединению частей туловищ и оснований, по восстановлению фигур. На заключительном этапе соединительные швы были зашлифованы, фигуры затонированы и законсервированы и статуи львов Ши-Цзы вновь приобрели экспозиционный вид.

 

ШЕРСТИСТЫЙ мамонт

Скелет мамонта
Скелет мамонта

Мамонт - самое крупное и известное животное ледникового времени. Ископаемые остатки мамонта встречаются от островов Северного Ледовитого океана до Китая, на территории Малой Азии и Апеннинского полуострова, а также в Северной Америке, главным образом на Аляске.

Мамонт относится к семейству хоботных, его родственниками являются индийский и африканский слоны. Тело мамонта покрывала густая темно-коричневая шерсть, защищавшая его от суровых морозов, как и толстый слой жира, который откладывался на спине и на голове в виде выпуклостей. Вопреки общепринятому представлению об огромных размерах мамонтов, в действительности они были не больше современных индийских слонов. Высота тела взрослого мамонта в холке достигала 3-3,5 метра, вес - 5-6 тонн. Хобот мамонта представлял собой сильно вытянутый, сросшийся с верхней губой нос. Питались эти древние животные различными луговыми травами, злаками, осокой, раскапывая зимой корм из-под снега с помощью длинных изогнутых бивней, образованных измененными резцами. У взрослых самцов каждый бивень имел массу от 80 до 120 кг и в длину достигал 3 метров. Для пережевывания грубой растительной пищи мамонту служили мощные складчатые коренные зубы, перемалывающие пищу, как жернова. Жевательных зубов было 4, как и у современных слонов: 2 - в верхней и 2 - в нижней челюсти. Они менялись в течение жизни (за 60-70 лет) 5 раз.

Считалось, что мамонты вымерли 10-12 тыс. лет назад, однако последние находки на о. Врангеля датируются периодом от 7 до 3,7 тыс. лет назад. О причинах исчезновения мамонтов существует много теорий: низкий уровень их размножения, охота древнего человека и изменение климата. Скорее всего, все эти условия в комплексе влияли на процесс вымирания древних слонов.

Судя по большому количеству находок остатков мамонтов в Сибири, и в частности, в Омской области, они были широко распространены на этой территории. Чаще всего кости обнаруживаются в долинах и поймах рек, которые всегда служили хранителями костных остатков и целых скелетов миллионов погибших существ. Одно из таких захоронений было случайно найдено Матвеем Сергеевичем Каргаполовым в 1924 году на берегу р. Оши возле с. Щербаково Знаменского района. В 1925 году кости были извлечены и вывезены в Омский сельскохозяйственный институт. Костные остатки нескольких особей мамонтов явились основой ныне экспонируемого в музее скелета.

Впервые в г. Омске скелет мамонта был собран в сельскохозяйственном институте в конце 1920-х годов профессором Петром Людвиковичем Дравертом. В 1956 году скелет был отреставрирован уже в Краеведческом музее заведующим кафедрой анатомии Ветеринарного института Виктором Владимировичем Левицким. Специально была организована экспедиция в Знаменский и Тевризский районы, где были найдены 7 крупных костей мамонта, необходимые для полной реставрации скелета.

В 1975-1982 гг., во время строительства нового здания музея, скелет находился в разобранном состоянии. В 1982 году сбор и реставрацию скелета осуществил профессор, доктор биологических наук, заведующий кафедрой анатомии Ветеринарного института Юрий Федорович Юдичев. В 1986 году музей переехал в новое здание на ул. Ленина, 23А, где Ю. Ф. Юдичевым скелет был смонтирован вновь. В 1990 году группа ленинградских художников под руководством В. Я. Локоткова оформила диораму вокруг скелета мамонта, инсценировав провалившегося в ловчую яму древнего исполина.

Высота скелета в холке - 285 см, это скелет взрослой особи. Далеко не каждый музей располагает таким замечательным экспонатом, как скелет мамонта, который является одним из наиболее ярких и запоминающихся впечатлений о нашем музее.