/Меню
Ru
Eng
Меню
БУК "ОГИК музей"
Адрес: 644024, г. Омск, ул. Ленина, 23А
Нам нужна ваша поддержка
9 июня 2005 г. группа сотрудников ОГИК музея в составе Сенниковой Л. И., Черновой И. Н. , Ремпель Е. В. совершила выезд в бывшую д. Чукреевку, основанную в 1902 г. меннонитами, выходцами из Таврической и Екатеринославской губерний России. Ныне это окраина Омска. Целью экспедиции было проведение историко-этнографического сбора среди немецкого населения, изучение истории поселения, межэтнических отношений, материальной и духовной культуры, а также пополнение музейных фондов.
В ходе беседы с информаторами, удалось выяснить, что в деревне на сегодняшний день не осталось старожилов, тех, кто помнит Чукреевку довоенных лет. Этнических немцев осталось немного, в основном это лица, прибывшие в Чукреевку в послевоенные годы. В результате, не удалось собрать информацию о первых десятилетиях существования деревни. Основной комплекс воспоминаний информаторов касался событий, пережитых в годы Великой Отечественной войны. О трудностях трудармейской жизни, о репрессиях немцев в предвоенное время рассказала нам Зара Яковлевна (Эннс) Кель. Ее отец, Яков Иванович Эннс, был арестован в марте 1941 г. по подозрению в намерении эмигрировать в Германию. По делу проходило еще 8 человек, среди них — Дик, Адриан, Копп. Всех осудили по 58 статье УК РСФСР, пятерых приговорили к расстрелу. Отец Зары Яковлевны получил 7 лет.
В 1942 г. началась мобилизация немцев в трудармию. Все взрослое трудоспособное население деревни отправляли на шахты в Воркуту. Это событие оставило след в жизни каждого жителя Чукреевки, с которым нам удалось пообщаться. Невыносимые условия труда стали причиной гибели многих немцев. Не вернулись из трудармии отцы Адалины Ефремовны (Ресман) Райхерт и Марии Степановны (Борновской) Кочетковой.
Духовная жизнь Чукреевки в советское время не замерла. В довоенный период богослужения устраивались тайно, у кого-нибудь на дому, после войны молитвенные собрания проводились открыто. Сейчас в Чукреевке действует баптистская община — филиал Омской церкви Евангельских христиан-баптистов, есть свой молитвенный дом. Несколько лет назад общиной руководил Адриан, теперь проповеди читает пресвитер из Омска. Обряд крещения проводится также омской баптистской общиной. Работает в Чукреевке воскресная школа. Религиозные собрания посещают и немцы, и русские. Проповеди читают на русском языке.
Изменение этнической картины в Чукреевке протекало следующим образом. В период образования деревни и в довоенное время основную часть жителей составляли семьи меннонитов: Изаак, Винс, Тиссен, Эннс, Диркс, Фризен. В 1938-39 гг. в Чукреевку прибывают поволжские немцы — Билли, Заяц. Во время войны в деревню были депортированы поляки и латыши. Проживало в Чукреевке также русскоязычное население. Среди русских старожилов были Шаповаловы, Почуевы, Савченки. После массовой эмиграции немцев на историческую родину этнический состав Чукреевки изменился. Процент немецкоязычного населения значительно сократился. Появились в деревне новые русские, оценившие выгодное местоположение поселения в черте города.В целом, короткий экспедиционный день прошел плодотворно. Участники экспедиции не только пообщались с жителями деревни, но также провели фотосъемку характерной для меннонитов архитектуры. Были сделаны снимки меннонитского дома, принадлежавшего Петру Гергардовичу Тиссену, сфотографировано здание бывшей Чукреевской школы, построенное, предположительно, в 1907 г.
Удалось пополнить фонды ОГИК музея интересными предметами. В дар музею были переданы старинные книги на немецком языке: Новый Завет, два сборника духовных песен; открытки, метрические документы, принадлежавшие Берте Вильгельмовне Финке: свидетельство о рождении и справка о заключении брака. Экспедиция в Чукреевку показала необходимость историко-этнографической работы в поселениях с преобладавшим некогда немецким населением. Сбор традиционной материальной и духовной культуры немцев Сибири особенно важен в ситуации изменения этнической картины в немецкой деревне, которую мы наблюдаем за последние годы.
Е.В. Ремпель