Изучаем музейные экспонаты – пишем исследование на конференцию

Название филиала

Нам нужна ваша поддержка

Занятия наукой всесторонне развивают ребенка: он учится анализировать тексты, выбирать подходящую информацию, осваивает различные общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, анкетирование, описание, интервью, эксперимент и пр.), тренирует умение выступать публично, учится выражать и защищать свою точку зрения, отвечая на вопросы жюри. Дипломы, грамоты, сертификаты конференций пополняют портфолио личных достижений. А у юного ученого укрепляется исследовательский интерес и познавательная мотивация.

Однако родители и педагоги не всегда знают, как правильно организовать исследовательскую деятельность – сформулировать тему работы так, чтобы она носила научный, а не реферативный характер, найти авторитетную литературу, продумать, какие будут привлечены источники, составить план, определить гипотезу… Сегодня рассказываем, как вам может помочь в этом музей и его экспонаты.

Исследовательская работа – это…

Классическое детское научное исследование имеет следующую структуру: титульный лист с названием темы, оглавление, введение (в нем обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и некоторые другие обязательные позиции). Две главы по своему содержанию делятся на теоретическую и практическую. В первой юный исследователь представляет, что по его теме уже выяснили другие ученые. Для ее написания привлекаются только авторские статьи, монографии, энциклопедии, словари, учебные пособия. В практической главе, как правило, анализируются источники и таким образом проверяется гипотеза. Завершает исследование заключение с краткими выводами по каждой задаче и общим по гипотезе. Далее располагается список литературы и источников, приложения с наглядным материалом (фотографии, графики, диаграммы, таблицы и пр.).

Следовательно, исследовательская работа – это оформленный согласно определенной структуре текст. В нем автор, применив методы, представляет результаты своего личного изучения некоторых теоретических и практических аспектов в рамках выбранной им темы. Выдвинутая в начале гипотеза (научное предположение) может быть доказана, опровергнута или подтверждена частично.   

Варианты источников для детского исследования

Что можно использовать в качестве источников? Это будет зависеть от направленности темы. Например, статистические данные, материалы анкетирования, интервью, экспериментов и наблюдений, архивные документы, фотографии, фольклор (пословицы, поговорки, сказки, легенды), описание семейных традиций и реликвий, национальных обрядов, воспоминания, а еще народный костюмный комплекс, украшения, ковры, орудия труда и другие предметы материальной культуры, в том числе из музейных экспозиций и фондов. Отличительная особенность источников заключается в том, что они позволяют юному исследователю самому провести их анализ и на его основе сделать собственные научные выводы относительно выдвинутой им гипотезы.

Примеры тем научных исследований с привлечением музейных материалов ОГИК музея

Так, например, привлекая к исследованию экспонаты ОГИК музея, можно написать с детьми, научные работы по следующим темам:

«Образ алтайского шамана: традиционные и современные черты»

«Типы кукол и правила игры с ними в разные периоды детства»

«Обрядовые куклы и их значение в традиционной культуре русских»

«Немецкое настенное панно «шпрух»: культурное значение и способы изготовления»

«Сравнение учебной атрибутики современных школьников и учеников 1980-х гг.»

 «Традиционные элементы русского народного костюмного комплекса в гардеробе современных женщин»

«Символическое значение орнамента на традиционных и современных казахских коврах»

 «Экономические аспекты развития г. Омска в начале ХХ в. на примере изучения торговых зданий Чернавинского проспекта» и многие другие!

Где можно представить исследовательскую работу?

Сегодня существует множество научных площадок, конкурсов, конференций для детей и молодежи. По уровню они делятся на муниципальные, региональные, межрегиональные, всероссийские и международные. По форме участия бывают заочные, дистанционные, очные. Включают разные секции. Работы с историко-культурным содержанием могут быть отнесены к секциям: «История», «История и краеведение», «История и культура», «Культура», «Этнография», «Гуманитарная» и др.

Ежегодно с 1996 г. в ОГИК музее проводится Областная молодежная научная краеведческая конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура». На нее приглашаются учащиеся 10-11 классов и студенты вузов, колледжей 1-2-х (после 11 классов), 1-4-х (после 9 классов) курсов. Эксперты в области литературного, географического, исторического краеведения, кандидаты и доктора наук оценивают качество исследований всех участников, комментируют достоинства, дают профессиональные рекомендации – открыто общаются с ребятами и поощряют их продолжать свои научные изыскания!

Занимайтесь с детьми наукой правильно – привлекайте источники, доказывайте гипотезы и обязательно делитесь результатами на конференциях!

 


Есть вопрос? Напишите нам