КРАЕВЕДЕНИЕ

Название филиала

Нам нужна ваша поддержка

КРАЕВЕДЕНИЕ – процесс формирования многоотраслевого знания о природе, истории, хозяйстве и культуре определенного края, ориентированный на популяризацию достигнутых результатов в публичном пространстве и использование их в воспитательных целях, в создании которого принимают участие как профессиональные специалисты, так и представители общественных движений, как правило, осознающие свою сопричастность к судьбе данной территории. Принято выделять следующие, наиболее популярные виды К., отличающиеся по своей отраслевой содержательной направленности: историческое (изучение истории, хозяйства и культуры края с древнейших времен до наших дней, материальной и духовной культуры населяющих ее народов, изучение и охрана объектов историко-культурного наследия); литературное (сбор и изучение местного фольклора, изучение жизни и творчества представителей литературного сообщества края); эколого-географическое (изучение природы, населения и хозяйства края в их динамике, экологических проблем территории, возникающих в процессе антропогенного воздействия); биологическое (изучение местной флоры и фауны). По своей принадлежности к тому или иному социальному институту различают архивное, библиотечное, музейное, вузовское, школьное, туристическое, церковное К. Современное К. существует в трех основных организационных формах: государственное (деятельность музеев, архивов, библиотек, научно-исследовательских институтов и лабораторий, кафедр краеведения и локальных исследований университетов); общественное (деятельность народных музеев, краеведческих объединений и клубов, отдельных краеведов-любителей); учебное (процесс обучения студентов профильных факультетов и вузов основам методики краеведческой работы, школьная и внешкольная краеведческая деятельность, направленная на углубление знаний и развитие способностей учащихся, формирование патриотических чувств). Источники К. можно разделить на несколько групп. К письменным источникам относятся архивные документы и материалы, публикации в газетах и журналах (старинных и современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, воспоминания и дневники и т. д. Важное значение в краеведческих исследованиях занимают вещественные источники. Это, прежде всего, археологические, этнографические, нумизматические находки и сборы, другие материальные предметы, являющиеся результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Вещественные источники составляют основу коллекций краеведческих музеев. Группу изобразительных источников составляют старинные фотографии, картины, рисунки, гравюры, скульптурные произведения, фрески, памятники монументального искусства и др. К этой же группе относят картографические источники. Наиболее доступен для широкого круга исследователей фотографический материал. Именно фотоснимки донесли до нас образы прошлого. Виды городов и сел на фотографиях и открытках, выпущенных еще в дореволюционный период, позволяют представить, каким был город, его дома и улицы. А портреты людей на старых фотографиях – это свидетели чьих-то судеб. Множество таких фотографий хранится не только в музеях, но и почти в каждой семье. К устным источникам относятся возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные произведения устного народного творчества (народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т. д.). Устные источники служили основным хранилищем многовекового исторического опыта. Собирание и изучение памятников устного народного творчества являются важным направлением краеведческой работы. Особый интерес для краеведов представляет информация о собственных именах, географических названиях. Основоположник современного российского краеведения С. О. Шмидт в отдельную группу выделял поведенческие источники – визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.). Особую группу источников информации при изучении природы края составляют биологические источники – объекты растительного и животного происхождения. К этой группе относятся и палеонтологические находки. Кроме названных групп источников в последнее время все большее значение приобретают кино-, видео-, аудио- и другие мультимедийные источники. Самыми полными коллекциями краеведческих источников обладают музеи, библиотеки, архивы. На территории Омской области они сосредоточены, в основном, в ОГИК музее, ОГОНБ имени А. С. Пушкина, Историческом архиве Омской области, а также в ведомственных и муниципальных учреждениях. В СССР под К. понималось «всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем». Ведущая роль в К. отводилась общественному движению, но подчеркивалась необходимость его тесного сотрудничества с государственными учреждениями, в том числе научными. Попытки придать краеведению в то время научный характер завершились формальным определением краеведческих музеев научно-методическими центрами, что не всегда соответствовало реалиям жизни. На рубеже XX – XXI вв. в связи с актуализацией К. в социокультурной ситуации к нему активно присоединились профессиональные специалисты. Ученые и преподаватели научно-исследовательских организаций и вузов, сотрудники музеев, библиотек, архивов подняли его на новый качественный уровень. К. перестало восприниматься лишь как хобби, увлечение местной интеллигенции или военно-патриотическая и поисково-исследовательская работа студентов и школьников. Все чаще краеведческие исследования попадали в планы государственных научных учреждений, нередко ученые выполняли договорные заказы местных администраций, для которых наличие научных трудов о природе и истории края стало престижным и, по сути, обязательным атрибутом. Именно профессионализацией К. можно объяснить появление на рубеже XX – XXI вв. многочисленных местных краеведческих периодических изданий, региональных энциклопедий, трудов по истории населенных пунктов, производственных объединений и государственных учреждений, региональных «Красных книг», атласов и т. п. Научные краеведческие конференции, в организации которых наряду с местными администрациями принимали активное участие профессиональные специалисты-краеведы, стали повсеместными и регулярными. Сегодня К. – это сложная система, состоящая из ряда взаимодействующих составляющих или подсистем, к которым следует отнести отдельные виды и организационные формы краеведения. Вследствие этого К., как сложная система, приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к его свойствам. То есть, говоря о К. в целом, нельзя его отождествлять исключительно лишь с общественным К. Вместе с тем следует помнить, что, изучая те или иные стороны своего края, представители разных организационных форм К. используют при этом одни и те же источники. Важное значение в этом процессе приобретает эмпиричность, «приближенность» К. к объектам своего исследования. К. – это подлинное знание, идущее от реальности, и поэтому обладающее информационной энергетикой и притягательной силой. Именно это обстоятельство позволило Д. С. Лихачеву говорить об отсутствии в К. «двух уровней» – для ученых-специалистов и для «широкой публики», называть его «самым массовым видом науки». В связи с этим, особое значение приобретает система взаимоотношений между представителями разных организационных форм К. В практике современного К. между представителями государственного и общественного К. наблюдаются как партнерские (равноправные), так и патерналистские (при доминировании профессиональных исследователей над любителями) и, даже, антагонистические взаимоотношения. Правильное понимание функциональных задач, стоящих перед представителями разных организационных форм краеведения, позволяет объективно оценивать результаты их деятельности и делает нецелесообразным сравнение и противопоставление любителей и профессионалов. Кроме того, признание существования разных организационных форм в К. свидетельствует о наличии в нем даже не двух, а трех уровней. Более того, в государственном и учебном краеведении существуют еще и свои подуровни. В первом случае, например, научная и культурно-просветительская деятельность музеев и библиотек заметно отличается от сугубо научно-исследовательской деятельности институтов, лабораторий и кафедр. Точно так же и в учебном К. различают вузовское и школьное. Более однородно общественное К., характеризуя которое Д. С. Лихачев как раз и говорил об отсутствии в нем двух уровней. Наиболее продуктивной и перспективной формой взаимоотношений между профессиональными специалистами-краеведами и краеведами-любителями является партнерская или товарищеская форма взаимоотношений. В этой ситуации они взаимовыгодны, но, главное, выгодны общему делу – К. При ней ученые и краеведы-любители на равных принимают участие не только в обсуждении, но и в преодолении проблем, связанных с изучением и сохранением историко-культурного и природного наследия в регионе, осуществляют совместные научные и научно-популярные проекты, участвуют в подготовке и издании краеведческих альманахов, сборников, другой литературы. Грамотно выстроенные партнерские взаимоотношения между представителями отдельных компонентов организационной структуры К. и установление творческих контактов между ними позволяет четко определять задачи и функции каждого. Профессиональные специалисты-краеведы в своих исследованиях решают более широкий круг задач: научные, производственные, познавательные, просветительские, тогда как краеведы-любители занимаются, преимущественно, информационно-познавательной и культурно-просветительской деятельностью. На современном этапе развития К. следует уйти от излишней романтизации образа краеведа, от восприятия краеведения лишь как подвижнического движения энтузиастов. Современное К. – значительно более разнообразное и сложное явление, в нем есть место и профессиональным исследователям, изучающим природу, историю, хозяйство и культуру определенного края и популяризирующим научные знания; и увлеченным знатокам своего края, тем самым подвижникам краеведения; и педагогам, заботливо прививающим молодежи интерес к краеведческим исследованиям и любовь к своей малой родине.

Литература:

Шмидт С. О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество: Краеведческий альманах. – М.: Профиздат, 1990. – Вып. 1. – С. 11 – 27.

Щерба Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение: Сборник статей. – М.: Кн. палата, 1995. – 191 с.

Лихачев Д. С. Краеведение как наука и как деятельность // Лихачев Д. С. Русская культура. – М., 2000. – С. 159 – 173.

Размустова Т. О. Музеи и эволюция российского краеведения // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2004. – №3. – С. 45 – 52.

Вибе П. П. Краеведение в XXI веке: структурный анализ, задачи и место «самого массового вида науки» в публичном пространстве // VI Ядринцевские чтения: Мат-лы Всероссийской научно-практ. конф. / Отв. ред. П. П. Вибе. – Омск: ОГИК музей; СПб: Любавич, 2021. – С. 11 – 40.

Вибе П. П.

Есть вопрос? Напишите нам