ОГИК музей | Главная

Родиноведческие, отечествоведческие и краеведческие учебные пособия в Омске в дореволюционный период

Учебная литература о Сибири возникла на богатом исследовательском базисе. На дореволюционный период пришелся интерес к Омскому Прииртышью, ведь Омск являлся сначала столицей Западно-Сибирского, а затем Степного генерал-губернаторств. Эти территории были привлекательными для изучения для местных исследователей, а также для столичных ученых. Так, например, в 1908 году в Санкт-Петербурге было учреждено «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта». Издавались работы также к празднованию значимых дат, таких как 200-летие Омска. В честь этого события была издана работа Г. Е. Катанаева «Историческая справка о том, когда и как был построен город Омск», в которой автор стремился воссоздать историю возникновения нашего города. Книга пережила проверку временем, она переиздавалась в том числе в советский период, дополненная иллюстративным материалом и картами.

Серьезные исследования Омского Прииртышья создали возможность для возникновения краеведческой учебной литературы. Появлялись издания, дополняющие и расширяющие учебную программу по истории родного края, как работа Г. Е. Катанаева об основании Омска. Возникали методические пособия для краеведов-исследователей, например, «Программа для описания Сибирских инородцев» Н. М. Ядринцева. Однако примером комплексного краеведческого учебного пособия в дореволюционном Омске является изданный в 1916 г. «Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Акмолинская область» А. Н. Седельникова – преподавателя естествознания и родиноведения в Омской учительской семинарии, члена Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества.

«Учебник родиноведения…» посвящен Акмолинской области, центром которой являлся Омск. Создание родиноведческого учебника по одной только Акмолинской области А. Н. Седельников объяснял тем, что разные области и губернии Западно-Сибирского учебного округа имеют собственную специфику, а их площадь больше, чем у некоторых европейских государств. Автор указывал, что в будущем могут появиться учебники и для других областей. Учебник был предназначен для школ Западно-Сибирского округа, в его предисловии автор подчеркивал необходимость изучения родины с младших классов, причем на местном для школьников материале. Главная цель издания состояла в том, чтобы воспитать в учащихся любовь к Отечеству посредством его изучения.

Сам А. Н. Седельников окончил Омскую учительскую семинарию, отправлялся в экспедиции по Омскому Прииртышью и собирал коллекцию естественно-исторических материалов, им были опубликованы 47 научных работ. Богатый опыт пригодился ученому в написании учебника. Он состоял из восьми глав: «Степное генерал-губернаторство», «Акмолинская область: природа, население, занятия жителей», «Омский уезд», «Петропавловский уезд», «Кокчетавский уезд», «Акмолинский уезд», «Атбасарский уезд», «Приложения». Важно, что учебное пособие содержало вспомогательные педагогические материалы: статистические таблицы, программу родиноведения, сборник стихотворений, программу экскурсий, программу музея родиноведения, карту Акмолинской области. Учебник знакомил учащихся с краем через экскурсии, практические занятия, самостоятельную исследовательскую работу, а также через творчество.

Таким образом, еще на дореволюционном этапе развития краеведческих учебных пособий в Омске возникала необходимость не только в издании научных трудов и методических рекомендаций для краеведов, но и создании полноценных учебников, которые предполагали знакомство с Родиной на местном краеведческом материале. Представленная форма кадета Сибирского кадетского корпуса демонстрирует целевую аудиторию, на которых рассчитывались родиноведческие пособия прошлого — учащихся в образовательных учреждениях, которые в будущем должны были стать образованными кадрами, знающими и любящими свой край.