Современный этап развития краеведческих учебных пособий ознаменован проблемой создания нового актуального краеведческого учебно-методического комплекса для учащихся и педагогов. Однако разработки в этом направлении в Омске активно велись с 1990-х гг. Одним из центров по разработке учебно-методических пособий для педагогов и школьников стал Институт развития образования Омской области, среди изданий которого, к примеру, изданные в 2007 г. «Программа образовательных учреждений «Омское Прииртышье» и «История Омского Прииртышья: с древнейших времен и до конца XIX века: хрестоматия в 3 частях». Издаваемые институтом книги предлагают богатый методический и учебный, который используется как дополнительный в рамках учебных программ.
Важным центром не только научной, но и просветительско-учебной издательской деятельности с давних времен остается Омский государственный историко-краеведческий музей, в котором разрабатываются как пособия для самостоятельного изучения родного края школьниками, так и использующиеся в образовательном процессе научные труды, а также специальные учебные издания. Учебная литература для самостоятельного изучения Омского Прииртышья упоминалась в виде викторины «Знаете ли вы свой город» А. Ф. Палашенкова. Традицию в 1999 г. продолжили директор музея П. П. Вибе и Т. К. Вибе – авторы рабочей книги «Занимательное историческое краеведение», предназначенной для использования учителями и учащимися 6-9 классов школ Омской области. В пособии начиная с древности до современного периода в увлекательных и разнообразных формах представлены задачи, которые ребята выполняют и узнают новое о крае. Продолжает традиции использования педагогических приемов и вспомогательных материалов издаваемый с 2022 г. квест-бук «Путешествие во времени», в котором также в ходе решения логических и творческих заданий юные читатели изучают Омское Прииртышье.
Пособие «Прошлое Омского Прииртышья» Омского историко-краеведческого музея неоднократно переиздавалось с 2005 г. Оно представляет из себя курс лекций по геологии, археологии и истории нашего края. Один из авторов книги – министр культуры Омской области, кандидат исторических наук Ю. В. Трофимов, а научный редактор – директор ОГИК музея, доктор исторических наук П. П. Вибе. Группа авторов и редакторов создавали книгу для школьников, студентов и учителей в качестве вспомогательного учебного пособия, а также для посетителей музея для получения дополнительной информации при осмотре экспозиций. В издании нашлось место вспомогательным педагогическим элементам: картам, изобразительным материалам, списку рекомендуемой литературы, словарем терминов. Так, несмотря на широкий тематический охват учебного пособия от древнейших времен до Нового времени, книга может стать прообразом будущего учебника по истории Омской области.
Таким образом, в современной краеведческой литературе формируется значительный корпус выпускаемых учебных и методических пособий для изучения края. Впрочем, учебник, который смог бы подытожить накопленный современными авторами опыт издания краеведческой учебной литературы, только предстоит подготовить. Однако уже выпущенные в свет краеведческие учебные пособия будут использоваться в качестве дополнительных к учебнику пособий.