ОГИК музей | Главная

Отечественная краеведческая учебная литература: прошлое и настоящее

Первым этапом развития краеведения считается вторая половина XIX – начало XX вв., когда были определены основные функции, формы и виды краеведческой деятельности. Однако четкое общепринятое название у нового научного феномена отсутствовало. В этот период активно выпускали регионоведескую учебную литературу, используя термины «родиноведение», «отчизноведение» или «отечествоведение». У исследователей не было терминологической определенности, но чаще краеведению отводилось изучение уезда или губернии, в то время как родиноведение брало задачу не только обучения, но и воспитания учащихся. Однако разграничить родиноведение, отечествоведение и краеведение в то время было довольно сложно, поэтому сейчас при рассмотрении таких изданий оказывается, что по структуре, содержанию и подходу в современной науке их можно было бы назвать краеведческими.

Известный сибирский ученый Г. Н. Потанин отмечал, что родиноведение способно заменить естествознание, ведь оно рассматривает изучаемые феномены на местном материале в контексте края и страны. Однако уже после Революции термин «краеведение» унифицировал исследования и издания регионоведческой тематики и окончательно утвердился в научной среде, а смысловое значение понятия «родиноведение» вошло в его состав. В советское время полноценное возвращение краеведения в учебный процесс началось уже во второй половине XX века, в это время оживляется краеведческая работа в научных учреждениях, методических центрах и школах, создаются краеведческие лаборатории.

При этом уже на современном этапе региональная образовательная политика предполагает наличие краеведческого элемента в обучении школьников. В современном понимании краеведение – процесс формирования многоотраслевого знания о природе, истории, хозяйстве и культуре определенного края, ориентированный на популяризацию достигнутых результатов в публичном пространстве и использование их в воспитательных целях. Поскольку краеведение является сложной системой, состоящей из ряда взаимодействующих составляющих и подсистем, одной из его форм является учебное краеведение, включающее процесс обучения студентов профильных факультетов и вузов основам методики краеведческой работы, школьную и внешкольную краеведческую деятельность, направленную на углубление знаний и развитие способностей учащихся, формирование патриотических чувств. Именно об учебном краеведении идет речь, когда рассматривается проблема краеведческой учебной литературы.

Учебное пособие является разновидностью учебной литературы. При этом оно может дополнять и частично или полностью заменять учебник, хотя и охватывает зачастую не всю дисциплину, а лишь часть предметной программы. Таким образом учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные образовательные задачи, отражающий последние достижения науки и практики по отдельным вопросам. 

В качестве источника учебной информации и средства обучения в перечень учебных пособий входят также хрестоматии, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др., чья отличительная особенность в том, что в них учебный материал дается в расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний.
Таким образом, краеведческое учебное пособие представляет собой вид учебной книги для учащихся школ, студентов профильных факультетов средних и высших учебных заведений, а также преподавателей. В краеведческой учебной литературе содержатся знания о природе, истории, хозяйстве и культуре края, а основные ее задачи – углубление знаний и развитие способностей учащихся, формирование патриотических чувств.